3. Корпоративная социальная ответственность
и устойчивое развитие

Введение

Деятельность «Сахалин Энерджи» в вопросах корпоративной социальной ответственности (КСО) направлена на реализацию корпоративной стратегии укрепления общественного положения и имиджа компании и осуществления ее хозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития и с этическими нормами ведения бизнеса. КСО составляет неотъемлемую часть производственно-хозяйственной деятельности и стратегических планов развития «Сахалин Энерджи».

Корпоративное управление в компании благодаря высокой прозрачности и активному взаимодействию с заинтересованными сторонами постепенно трансформировалось в управление компанией как открытой системой. Компания наладила систему учета и контроля внешних факторов воздействия и влияния как производственного, финансового, технологического, так и социального и экологического характера, что позволяет ей минимизировать риски всех видов в целях укрепления корпоративной устойчивости (см. раздел 5.6 «Система управления рисками»).

Цели в области устойчивого развития

В сентябре 2016 г. на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята новая мировая повестка — «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», включающая 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), которые пришли на смену целям развития тысячелетия. Одна из особенностей новых целей — подход к их достижению: ЦУР адресованы не только правительствам, но и другим участникам процесса устойчивого развития: бизнесу, гражданскому обществу, всем частным лицам.

В связи с этим в компании была инициирована работа над изучением ЦУР и определением вклада «Сахалин Энерджи» в их достижение. Анализ показал, что большинство программ и практик компании в КСО представляют собой конкретную активную деятельность, способствующую достижению ЦУР. Это программы по безопасности и охране труда, занятости (ЦУР 3, 8, 12), охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия (ЦУР 6, 7, 13, 14, 12, 15), практики в области взаимодействия с заинтересованными сторонами и партнерств (ЦУР 16, 17), прав человека (ЦУР 10, 16) и др.

В 2016 г. «Сахалин Энерджи» обновила Политику устойчивого развития. Одним из принципиально новых положений, включенных в обновленную политику, является принятие «Сахалин Энерджи» обязательства в отношении ЦУР: «Сахалин Энерджи» стремится быть лидером в области устойчивого развития с учетом целей в области устойчивого развития, изложенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Кроме того, компания приняла решение о включении информации, демонстрирующей вклад в достижение ЦУР, в отчет об устойчивом развитии. В дополнение к этому в рамках диалогов с заинтересованными сторонами о подготовке данного отчета компания предложила их участникам поделиться идеями о путях движения компании к ЦУР.

В декабре 2016 г. компания выступила с докладом «Цели в области устойчивого развития: роль и возможности для бизнеса» на расширенном заседании Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике с участием Управляющего Комитета российской сети ГД ООН и Общественной палаты РФ по теме: «Ответственная деловая практика и цели тысячелетия в зеркале отчетности».

Компания «Сахалин Энерджи» стремится быть лидером в области устойчивого развития и взяла на себя обязательство следовать целям устойчивого развития ООН, принятым для всех стран мира на 2016–2030 годы. В отчете представлена информация о вкладе компании в их достижение, на что указывают общепринятые графические знаки, расположенные на соответствующих страницах.

Система КСО «Сахалин Энерджи»

Корпоративная социальная ответственность распространяется на всю деятельность «Сахалин Энерджи». Управление вопросами КСО основано на миссии, видении и ценностях компании. Практические аспекты отражены и утверждены в целом ряде корпоративных документов (см. раздел 5 «Корпоративное управление»), среди них:

  • Кодекс деловой этики, включая Положение об общих принципах деятельности;
  • Политика устойчивого развития;
  • Политика по правам человека;
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности.

Система управления КСО

  • Кодекс деловой этики, включая Положение об общих принципах деятельности
  • Политика устойчивого развития
  • Политика по правам человека
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности
  • Определение стандартов: российские нормы и международные стандарты
  • Оценка рисков и воздействия
  • План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности (HSESAP)
  • Стандарты ОТОС и социальной деятельности
  • Планы ОТОС и социальной деятельности

Определение политики

  • Мониторинг
  • Аудит и проверки
  • Отчетность
  • Отслеживание через автоматизированную систему отслеживания и контроля Fountain
  • Исследование общественного мнения
Механизмы реализации согласно:
  • Кодексу деловой этики, включая Положение об общих принципах деятельности
  • Плану проведения информационных кампаний и консультаций с общественностью
  • Процедуре рассмотрения жалоб
  • Планам ОТОС и социальной деятельности

Существенную часть требований и принципов деятельности из этих документов компания распространяет на своих подрядчиков, что соответствует рекомендациям версии G4 руководства GRI и стандартов GRI, которые вступят в действие в июле 2018 года. Помимо включения в договоры специальных положений и дополнительных требований компания организует курсы и семинары для более эффективного внедрения социальных и экологических принципов в практику подрядчиков и для обеспечения действенного контроля их соблюдения (см. раздел 7.4 «Управление материально-техническим снабжением и подрядными работами»).

Оценка направлений и показателей КСО регулярно проводится уполномоченным персоналом и высшим руководством компании в рамках системы внутреннего контроля и аудита, а также кредиторами, их консультантами и внешними сертифицирующими органами и др. путем осуществления внешней профессиональной экспертизы. Помимо этого, оценка формируется при взаимодействии с заинтересованными сторонами в ходе: 

  • общественных консультаций;
  • семинаров и тематических встреч; 
  • опросов; 
  • консультаций в информационных центрах, созданных компанией в населенных пунктах вдоль транссахалинской трубопроводной системы  и расположенных в непосредственной близости от других объектов «Сахалин Энерджи»;
  • рассмотрения жалоб в рамках налаженной системы и пр. 

Детально см. раздел 6 «Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами»

Компания регулярно представляет широкой общественности отчеты об устойчивом развитии и выполнении своих обязательств. Для определения содержания и существенных тем отчета проводятся консультации со всеми заинтересованными сторонами. В 2015 г. в рамках окончательного перехода компании на версию G4 стандарта GRI процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами для определения существенных тем отчета был значительно расширен (см. раздел 2 «Об отчете»).

Стандарты деятельности

Российские компании относят к КСО свои производственно-экономические, социальные и экологические мероприятия, предусмотренные законодательством, а также совокупность дополнительных программ и обязательств перед персоналом и обществом. Результаты отражаются в различной нефинансовой отчетности о деятельности. Ряд компаний принимает дополнительные обязательства сверх законодательного минимума в соответствии с собственными стратегическими и региональными приоритетами и корпоративной культурой. К числу таких компаний относится и «Сахалин Энерджи», которая ведет деятельность в соответствии с международными стандартами в области КСО. 

В мире существует множество организаций и стандартов в области экологической и социальной ответственности. Среди них ведущими являются Глобальный договор ООН, центры КСО по всему миру, объединяющие бизнес и некоммерческие организации, Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития (GRI), стандарт АА 1000SES — подотчетность во взаимодействии с заинтересованными сторонами, стандарты Международной финансовой корпорации, стандарт ГОСТ Р ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» и другие. 

В 2009 г. «Сахалин Энерджи» присоединилась к Глобальному договору ООН, обязуясь последовательно и неукоснительно соблюдать его принципы в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. В 2011 г. «Сахалин Энерджи» стала первой (и на начало 2017 г. остается единственной) российской компанией, приглашенной ООН для участия в новой платформе устойчивого корпоративного лидерства — Global Compact LEAD, созданной в рамках Глобального договора ООН. Программа LEAD предусматривает реализацию компаниями-лидерами определенного набора мероприятий в сферах экологии, социальной сферы и корпоративного управления, а также создание новых стандартов корпоративной социальной ответственности. 

Среди международных стандартов, применяемых «Сахалин Энерджи», основными являются: 

  • стандарты ISO (экологический менеджмент, управление качеством, охрана труда и здоровья, социальная ответственность); 
  • стандарты и директивы Европейского союза и Организации Объединенных Наций (окружающая среда, права человека, коренные народы и др.); 
  • стандарты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (системы управления, оценка рисков и воздействия, биоразнообразие, здоровье населения, культурное наследие, коренные народы, недобровольное переселение, взаимодействие с заинтересованными сторонами, процедура жалоб и пр.); 
  • стандарты GRI и AA1000SES (нефинансовая отчетность, взаимодействие с заинтересованными сторонами).

В 2016 г. «Сахалин Энерджи» завершила процесс самооценки применения стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Процесс проходил в компании во второй раз. Впервые этот процесс был завершен в 2012 г., он стал первым в Российской Федерации опытом проведения самооценки в полном объеме.

В ходе самооценки в 2015–2016 гг. «Сахалин Энерджи» уделила особое внимание документам и процессам, которые вступили в силу в последние годы. Во внимание были приняты также проекты развития компании: строительство дожимной компрессорной станции ОБТК и третьей технологической линии завода СПГ. Заявление о применении ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» по результатам самооценки является публичным и доступно на интернет-сайте компании (www.sakhalinenergy.ru).

По результатам данной самооценки компания выступила с докладом «Опыт проведения самооценки применения стандарта ISO 26000:2010 как регулярный бизнес-процесс диагностики социальной ответственности компании» на расширенном заседании Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике с участием Управляющего Комитета российской сети ГД ООН и Общественной палаты РФ по теме: «Ответственная деловая практика и цели тысячелетия в зеркале отчетности». Кроме того, в 2016 г. компания выпустила брошюру, в которой представлен обзор стандарта ISO 26000:2010, этапов проведения самооценки его применения, включая опыт «Сахалин Энерджи». Брошюра также доступна на сайте компании.

Политика устойчивого развития

С момента создания и начала деятельности «Сахалин Энерджи» претворяет в жизнь Политику устойчивого развития, внедряя соответствующие принципы в стратегию хозяйственной деятельности, планы и процессы компании.

В соответствии с общепризнанным определением ООН, устойчивое развитие ставит целью «удовлетворять потребности ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Компания «Сахалин Энерджи» в своей практике опирается на это определение. Такой подход предполагает и обеспечивает экономическую эффективность, экологическую безопасность, социальную справедливость, этичное поведение корпорации и ее сотрудников наряду с общим снижением воздействия человека на экосферу. Положительные результаты в этих областях достигаются путем постоянного, открытого, конструктивного и планомерного взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. 

В 2016 г. «Сахалин Энерджи» последовательно реализовывала положения Политики устойчивого развития — публичного стратегического документа, утвержденного комитетом исполнительных директоров в 2003 году.

Основные положения Политики устойчивого развития компании:

  • Политика декларирует принципы, направления и обязательства компании в области устойчивого развития.
  • «Сахалин Энерджи» ведет хозяйственную деятельность с максимальной ответственностью и эффективностью, обеспечивая максимальные выгоды Российской Федерации, Сахалинской области и акционерам компании. 
  • «Сахалин Энерджи» вносит вклад в решение существующих сегодня и в предупреждение возможных в будущем социальных проблем Сахалина, сохраняя баланс между экономическим развитием, охраной окружающей среды и социальной ответственностью и учитывая культурное многообразие. 
  • «Сахалин Энерджи» сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами при поиске путей содействия полноценному и долгосрочному экономическому, экологическому и социальному развитию Сахалинской области.

Для соблюдения этих принципов «Сахалин Энерджи» принимает следующие обязательства об устойчивом развитии:

  • включать принципы устойчивого развития в планы, процедуры и процессы хозяйственной деятельности; 
  • обеспечивать соблюдение корпоративных обязательств и Политики в сфере ОТОСБ и социальной деятельности и стандартов, оговоренных в системах управления и Плане действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности; 
  • предоставлять заинтересованным сторонам полную информацию и взаимодействовать с ними в вопросах эффективности устойчивого развития и организации обратной связи; 
  • разрабатывать и реализовывать программы и проекты социальных инвестиций и устойчивого развития, связанных со стратегией компании и ее приоритетами, применять четкие процедуры и меры контроля; 
  • уделять особое внимание развитию стратегических партнерских отношений с внешними заинтересованными сторонами; 
  • ежегодно предоставлять нефинансовую отчетность в соответствии со стандартами и принципами Глобальной инициативы по отчетности (GRI) с учетом требований корпоративной процедуры по подготовке отчета об устойчивом развитии; 
  • участвовать в Глобальном договоре ООН (ГД), соблюдать его десять принципов и продвигать их; 
  • участвовать в программе Global Compact LEAD в рамках Глобального договора ООН, демонстрируя лидерство в области устойчивого развития.

Управление вопросами ОТОС и социальной деятельности

Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности

Компания взяла на себя обязательство предотвращать потенциальный ущерб от своей деятельности населению и окружающей среде и содействовать устойчивому развитию, которое приносит пользу жителям острова Сахалин и другим основным заинтересованным сторонам.

За годы реализации проекта «Сахалин-2» Российская Федерация и Сахалинская область получили многочисленные выгоды, в частности многомиллиардные инвестиции, рост занятости населения, контракты с российскими предприятиями и пр. (см. раздел 7.1 «Значение проекта «Cахалин-2» для Российской Федерации и Сахалинской области»). Осознавая, что масштаб и сложность проекта могут сказаться на окружающей среде и социальной сфере, «Сахалин Энерджи» обязалась системно предотвращать связанные с этим потенциальные проблемы, снижая риски и не допуская негативного воздействия. В своей деятельности компания придерживается принципа устранения опасностей и угроз, уделяя особое внимание превентивному управлению рисками и оценке воздействия (см. раздел 5.6 «Система управления рисками»).

Управление вопросами охраны труда, здоровья и окружающей среды, промышленной безопасности, а также воздействием на социальную сферу является составным элементом корпоративной системы управления и регламентируется рядом основополагающих документов, среди них:

  • Политика устойчивого развития;
  • Обязательства и политика в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности (приняты в 2001 г. и обновлены в 2016 г.);
  • Система управления вопросами ОТОС и социальной деятельности;
    План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
  • Обязательства в сфере сжигания углеводородов на факеле;
  • Заявление о политике «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» в сфере промышленной безопасности;
  • Положение о системе управления промышленной безопасностью;
  • Положение о производственном экологическом контроле;
  • Политика в сфере непрерывности бизнеса;
  • Руководство по системе управления непрерывностью бизнеса.

Указанные документы приняты комитетом исполнительных директоров, подписаны главным исполнительным директором «Сахалин Энерджи» и доведены до сведения сотрудников и подрядчиков.

Компания применяет системный подход к управлению вопросами ОТОС и социальной деятельности, что позволяет непрерывно совершенствовать деятельность в этой области. В комплексной системе управления ОТОС и социальной деятельностью компании описываются средства контроля, которые «Сахалин Энерджи» использует при управлении опасными ситуациями и рисками. Эта система применяется ко всем объектам, проектам и работам «Сахалин Энерджи», в т. ч. проводимым подрядчиками. «Сахалин Энерджи» рассматривает управление этими рисками как критически важную предпосылку успешной работы, поэтому система управления рисками постоянно развивается и оптимизируется.

Система основана на методике «планирование — исполнение — проверка — принятие мер» стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

Обязательства, принятые компанией по результатам оценки воздействия на окружающую среду, здоровье и социальную сферу, выполненные перед началом строительных работ второго этапа проекта, включены в План действий в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности (далее — план), разработка которого являлась обязательным условием предоставления кредита на реализацию второго этапа проекта «Сахалин-2».

План разработан в соответствии с российским законодательством и международными стандартами, включая политики и директивы Всемирного банка, стандарты Международной финансовой корпорации и др. Данный план описывает систему управления вопросами ОТОС и социальной деятельности, предоставляет полную информацию о мерах минимизации негативного воздействия, мониторинге, мероприятиях в экологической и социальной областях, а также включает все внутренние и внешние стандарты, регламентирующие деятельность компании в социальной сфере и ОТОС. План согласован с кредиторами проекта. В 2014 г. утверждена и в 2015 г. опубликована четвертая редакция документа.

План размещен на интернет-сайте компании (на русском и английском языках), а также в информационных центрах компании и в библиотеках населенных пунктов, вблизи которых находятся объекты компании. Часть материалов доступна на японском языке для заинтересованных сторон в Японии. Выполнение плана регулярно контролируется компанией, кредиторами и их консультантами, результаты проверок публикуются на интернет-сайте компании (www.sakhalinenergy.ru).

Методика «планирование — исполнение — проверка — принятие мер» применяется для того, чтобы:

  • определять цели и устанавливать процедуры, необходимые для достижения показателей в соответствии с обязательствами и политикой в сфере ОТОС и социальной деятельности. Это предполагает определение правовых и других требований, выявление проблем, рисков и оценку воздействия, определение элементов управления, а также разработку годовых планов совершенствования работы;
  • внедрять процедуры, определяющие процессы организации обучения и повышения квалификации, управления деятельностью подрядчиков, участия и взаимодействия, управления изменениями, реагирования на чрезвычайные ситуации, а также оперативного контроля гигиены труда, личной безопасности, целостности объектов и производственной безопасности. Процедуры освещают вопросы организации транспорта, охраны окружающей среды и социальной деятельности, в т. ч. связанные с жизнедеятельностью населения, культурным наследием, отводом земель, переселением и оказанием дополнительной помощи, проведением плановых консультаций и предоставлением информации населению, рассмотрением жалоб и с социальными инвестициями;
  • контролировать и оценивать эффективность деятельности в соответствии с поставленными задачами, правовыми и другими требованиями, а также представлять отчеты о результатах, происшествиях и несоответствиях; принимать корректировочные и превентивные меры; проводить аудит системы управления вопросами ОТОС на объектах компании и в функциональных подразделениях;
  • регулярно проводить обзор системы управления и способствовать постоянной оптимизации работы в сфере ОТОС и социальной деятельности.

В структуру управления ОТОС и социальной деятельностью в «Сахалин Энерджи» входит комитет по управлению вопросами ОТОС, в ведении которого находится комплексный контроль этой сферы. Возглавляет комитет главный исполнительный директор компании. Ему подчиняется начальник департамента ОТОС, отвечающий за вопросы разработки, внедрения, функционирования и мониторинга системы управления. В структурных и функциональных подразделениях компании организованы службы ОТОС для обеспечения реализации обязательств в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и труда.

Оценка воздействия

Обязательство компании проводить оценку воздействия до начала реализации каждого нового крупного проекта или значительной модификации существующих объектов отвечает принципу должной предусмотрительности, который лежит в основе всех процессов управления рисками.

Оценка воздействия — это процесс прогнозирования и управления влиянием предстоящей проектной деятельности посредством совершенствования проектных решений, реализации мер по минимизации негативного влияния и увеличению пользы от деятельности компании.

«Сахалин Энерджи» стремится исключить или уменьшить воздействие до минимально возможного уровня либо компенсировать его путем осуществления соответствующих мероприятий. В отношении выявленных потенциально негативных воздействий последовательно разрабатываются и осуществляются меры:

  • профилактики;
  • предотвращения;
  • уменьшения;
  • компенсации;
  • снижения вероятности возникновения с учетом опыта.

Неотъемлемой частью любой оценки воздействия, проводимой компанией, являются консультации с заинтересованными сторонами c целью информирования о планируемой деятельности, выявления обеспокоенности, учета мнения заинтересованных сторон и обсуждения возможных мер управления воздействием.

Результаты предыдущих оценок экологического и социального воздействия (в т. ч. комплексных или стратегических экологических оценок и необходимых дополнительных и специальных исследований) учтены в стандартах компании, а ее текущая деятельность основывается на соответствующих планах и программах. Результаты оценок воздействия публикуются на интернет-сайте компании www.sakhalinenergy.ru. Адекватность и полнота их проведения контролируются государственными органами и кредиторами проекта.

В 2016 г. компания (с привлечением подрядчика) начала сбор фоновых данных и разработку проектной документации, включая комплексную оценку воздействия в соответствии с международными и российскими требованиями, по проекту строительства третьей технологической линии завода СПГ (см. раздел 4.2.2.3 «Проект строительства третьей технологической линии завода СПГ»). Работы по оценке воздействия будут продолжены согласно графику реализации проекта.

Этапы проведения оценки воздействия

Разработка проекта и принятие решения

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

Проверки и аудит

Начиная с 2005 г. для контроля всех элементов интегрированной системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в соответствии с утвержденными годовыми планами проводятся внешние и внутренние проверки и аудиты. Внешний аудит осуществляют представители акционеров и кредиторов компании, внешние сертифицирующие органы и т. д. Для проведения внутреннего аудита привлекаются специально обученные аудиторы — квалифицированные сотрудники компании и специалисты компаний-акционеров. В 2016 г. было проведено восемь аудитов системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности, в т. ч. пять внешних и три внутренних (см. таблицу «Проверки и аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в 2016 году»).

Проверки и аудит системы управления вопросами ОТОС и социальной деятельности в 2016 году

Уровень аудита Количество аудитов Содержание
Внешний 5 Контроль выполнения стандартов в области ОТОС и социальной деятельности, осуществляемый представителем кредиторов — независимым консультантом по экологическим вопросам*
Надзорный аудит на соответствие стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001
Аудит авиационных операций (вертолеты и чартеры) при участии аудиторов Shell
Контрольный обзор специалистами Shell показателей деятельности в области морской транспортировки
Мониторинг выполнения Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области — независимым экспертом в рамках внешнего мониторинга реализации. Плана содействия*
Внутренний 3 Аудит системы ОТОС завода СПГ
Аудит системы ОТОС наземных объектов
Аудит системы ОТОС деятельности отдела управления инфраструктурой
* Отчеты опубликованы на интернет-сайте компании (www.sakhalinenergy.ru).