7. Управление экономическим воздействием

Значение проекта «Сахалин-2» для Российской Федерации
и Сахалинской области

Российская Федерация и Сахалинская область получают многочисленные выгоды от реализации проекта «Сахалин-2».

  • За время деятельности «Сахалин Энерджи» поступления в адрес Российской Федерации от проекта «Сахалин-2» составили 20,8 млрд долл. США, в т. ч. в бюджет Сахалинской области перечислено около 8 млрд долл. США.
  • Российские компании получили новые возможности для освоения технологий и развития бизнеса.
  • Контракты с российскими предприятиями и организациями превысили в денежном выражении 24 млрд долл. США. 
  • Россия получила опыт управления реализацией сложных высокотехнологичных проектов в удаленных районах и сложных климатических условиях.
  • Осуществлена масштабная модернизация инфраструктуры острова Сахалин (на эти цели компания направила более 600 млн долл. США).
  • Вырос уровень занятости населения (как прямой, так и косвенной) и уровень квалификации рабочей силы.
  • Вырос уровень жизни и доходов населения.
  • Сахалинские компании приняли активное участие в реализации проекта «Сахалин-2» в качестве подрядчиков и субподрядчиков; многократно повысились их потенциал и конкурентоспособность.
  • На территории области реализовано множество социальных и общественных инициатив компании.

По итогам 2016 г., согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), выручка «Сахалин Энерджи» составила 4 554 млн долл. США, а прибыль — 869 млн долл. США.

Финансовые поступления в пользу Российской Федерации
и Сахалинской области

«Сахалин Энерджи» подписала Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП) с Российской Федерацией в лице правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области в 1994 году. СРП представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством, позволяющий инвестору осуществлять широкомасштабные, долгосрочные и несущие в себе риски инвестиции при стабильности налогового режима.

Согласно СРП государство, оставляя за собой право собственности на месторождения, предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор, принимая на себя обязательство вести эту разработку своими силами и на свой риск, вкладывает необходимые средства в разведку и разработку этих месторождений.

В соответствии с СРП раздел продукции заменяет взимание ряда налогов, сборов и пошлин. Это означает, что вместо ряда налогов (в т. ч. налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество и др.) и сборов «Сахалин Энерджи» с начала добычи осуществляет распределение углеводородов в форме роялти, а после начала раздела продукции — в форме доли прибыльной продукции. Поступления в пользу российской стороны включают уплачиваемый компанией налог на прибыль и ряд обязательных платежей, взносов и сборов. Кроме того, российская сторона получает доходы по акции класса R (специальная привилегированная акция, дающая право на получение дивидендов).

Всего за отчетный год «Сахалин Энерджи» перечислила Российской Федерации более 2,02 млрд долл. США (в натуральной и денежной формах).

Раздел продукции между компанией и государством начинается после того, как инвестор возместит свои затраты (при этом конкретные доли каждой стороны не являются фиксированными и зависят от рентабельности проекта). СРП также предусматривает выплату компанией налога на прибыль, ставка которого, по условиям СРП, превышает действующую в настоящее время в России ставку налога на прибыль для налогоплательщиков, не находящихся под режимом СРП.

Сумма выполненных обязательств по роялти (предусмотренная к исполнению в натуральной форме) составила 289 млн долл. США.

Доля российской стороны в прибыльной продукции составила 330 млн долл. США. Помимо этого в 2016 г. был перечислен налог на прибыль по итогам 2015 финансового года в размере 1,36 млрд долл.США.

В 2017 г. по итогам 2016 г. в бюджет будет перечислен налог на прибыль в сумме около 0,9 млрд долл. США.

С учетом поступлений от проекта в 2016 г. общая сумма средств, перечисленных российской стороне за все время реализации проекта (1995–2016 гг.),
составила 20,8 млрд долл. США.

Общая сумма поступлений российской стороне от проекта в 1995–2016 годах, млн долл. США

Налоги и другие обязательные платежи, поступившие в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты от проекта «Сахалин-2» в 1995–2016 годах, млн долл. США

Сумма налогов и других обязательных платежей, перечисленных в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты, составила в 2016 г. 1,3 млрд долл. США. Поступления от проекта «Сахалин-2» в 2016 г. составили значительную часть доходов бюджета Сахалинской области — более 60% процентов от общего объема.

Российское участие

Российское участие — это использование в работах проекта российской рабочей силы, оборудования и услуг.

В соответствии с СРП российское участие определяется объемами трудозатрат (в человеко-часах), а также материалов и оборудования (в весовом отношении), поставляемых российскими юридическими и физическими лицами. «Сахалин Энерджи» стремится к достижению российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта. В 2016 г. по этим показателям компания достигла уровня в 86% по объемам трудозатрат и 94% по количеству использованных материалов и оборудования.

«Сахалин Энерджи» определила для себя основные направления и инструменты увеличения российского участия и изложила их в Политике российского участия и в Стратегии по развитию российского участия. Основное внимание компании в этой сфере направлено на долгосрочное планирование потребностей в материально-техническом снабжении и подрядных работах, своевременное определение возможностей развития российского участия, а также предоставление целенаправленной помощи российским компаниям для повышения их конкурентоспособности, для развития рабочей силы и поставщиков.

Общая сумма контрактов, полученных российскими компаниями с начала реализации проекта, к концу 2016 г. составила около 24,2 млрд долл. США.

Стоимость новых контрактов и изменений в действующих контрактах с российскими организациями в 2016 г. составила около 947,7 млн долл. США, или 59% от общей стоимости всех контрактов компании.

Примеры контрактов, заключенных в 2016 г. с российскими предприятиями:

  • ООО «СКФ Шельф» на предоставление услуг по фрахтованию морских судов;
  • ООО «Заполярпромгражданстрой» на проведение работ по подготовке площадки строительства для проекта «Дожимная компрессорная станция ОБТК»; 
  • с АО «Гипрогазцентр» на подготовку предпроектной документации и разработку проектной документации в части реконструкции газотранспортной системы проекта «Сахалин-2»;
  • ООО «СМ Трейдинг» на предоставление услуг автобусных перевозок с полным комплексом услуг по управлению ими;
  • АО «СОГАЗ» на страхование морского имущества, включая риски ущерба и гибели имущества, повреждения оборудования и дополнительных расходов оператора, связанных с буровыми работами;
  • ООО «Сервисная Компания ИНТРА» на оказание услуг в рамках проекта по предотвращению коррозии под изоляционным слоем на объекте ОБТК;
  • ООО «ССПЭБ» на предоставление экспертных услуг по соблюдению требований законодательства РФ. 

Участвуя в работах проекта, российские компании получают уникальный доступ к лучшим достижениям в области мировых технологий, управления и международного предпринимательства. 

Помимо создания новых рабочих мест, развития персонала и увеличения производственных мощностей российские предприятия получают возможности:

  • повышения стандартов в области качества услуг и материалов, а также охраны труда;
  • освоения новых для России технологий и приобретения уникального опыта;
  • сотрудничества с международными партнерами и создания совместных предприятий;
  • повышения конкурентоспособности при участии в тендерах других опера- торов в Сахалинской области и на международном рынке.

Управление материально-техническим
снабжением и подрядными работами

Компания уделяет особое внимание эффективному управлению материально-техническим снабжением (МТС) и подрядными работами.

Основополагающим документом в области управления МТС и подрядными работами является Политика в области организации материально-технического обеспечения и подрядных работ (далее — политика). Применение указанной политики обязательно для всех сотрудников компании, ее контрагентов, но прежде всего для персонала, который непосредственно участвует в управлении поставками. Политика применяется в отношении любых операций, связанных с расходованием средств компании на приобретение материально-технических ресурсов, услуг и работ.

Начальник управления МТС и подрядных работ отвечает за наличие соответствующих условий в типовых договорах, эффективное внедрение этих условий в процессы организации снабжения и обеспечение контроля, предусмотренного политикой и иными документами, принятыми на ее основе.

«Сахалин Энерджи» придерживается следующих принципов управления МТС и организации подрядных работ:

  • безопасность — непричинение вреда людям, окружающей среде и имуществу, соблюдение подрядчиками требований компании в области обеспечения безопасности;
  • создание дополнительной ценности от управления поставками — максимизация ценности, получение экономического эффекта и долгосрочной коммерческой выгоды;
  • неприемлемость получения личной выгоды, взяточничества и коррупции — при совершении любых операций в цепях поставок в соответствии с принципом прозрачности поставок;
  • обеспечение конкуренции — через проведение открытых конкурсов на рынке;
  • российское участие — максимизация российского участия и развитие российских поставщиков и подрядчиков;
  • соблюдение прав и свобод человека — обеспечение уважения, соблюдения и продвижения контрагентами основных прав и свобод;
  • устойчивое развитие — обеспечение устойчивого развития при выборе контрагентов и принятии решений при управлении цепями поставок.

В политике перечислены меры и правила для обеспечения этих принципов.

В соответствии с вышеперечисленными принципами организован следующий процесс размещения и управления договорами.

Формирование списка квалифицированных поставщиков (для определенных объемов ресурсов и услуг, а также индивидуальных тендерных объемов):

Проведение тендеров на закупку материально-технических ресурсов или оказание услуг:

  • при наличии достаточного рыночного потенциала предпочтительно заключение договора по результатам конкурса (тендера);
  • рассылка приглашений для участия в конкурсе (тендере), обеспечение пояснительной информации;
  • получение конкурсных (тендерных) предложений;
  • проведение технической оценки тендерных предложений (включая вопросы охраны труда, окружающей среды, техники безопасности и др.);
  • проведение коммерческой оценки тендерных предложений.

Заключение договоров:

  • по завершении всех этапов тендерного процесса компания присуждает контракт на условиях, указанных в тендерном приглашении.

Управление договорами:

  • в ходе исполнения договоров компания контролирует деятельность подрядчиков посредством мониторинга согласованных ключевых показателей эффективности (КПЭ) и проведения встреч в целях рассмотрения деятельности подрядчика;
  • компания проводит разъяснительную работу и знакомит подрядчиков с требованиями (в т. ч. в отношении ОТОСБ и социальной деятельности, противодействия взяточничеству и коррупции, прав человека и др.);
  • проводятся аудиты выполнения подрядных работ.

Требования компании к подрядчикам и поставщикам

«Сахалин Энерджи» уделяет особое внимание выполнению подрядчиками и поставщиками требований компании. Среди них:

Требования в сфере охраны труда, окружающей среды и безопасности (ОТОСБ)

Подрядчик должен:

  • включать соблюдение принципов системы ОТОСБ в оценку деятельности;
  • осуществлять проверки и проводить расследования случаев нарушения правил системы ОТОСБ для того, чтобы гарантировать надлежащее осуществление принятой компанией политики в сфере ОТОСБ;
  • проводить независимую аттестацию системы управления вопросами ОТОСБ на соответствие общепризнанным стандартам;
  • следить за соблюдением подрядчиком аналогичных норм в области ОТОСБ, предоставлять необходимые консультации по данным вопросам и т. д.

Требования к качеству поставляемых материалов, оборудования и услуг

Подрядчик должен:

  • разработать и соблюдать политику в отношении обеспечения качества;
  • указать (разработать) и соблюдать процесс и процедуры контроля качества;
  • указать (разработать) и соблюдать гарантии обеспечения качества.

Требования в отношении российского участия

Требования в отношении российского участия вытекают из заключенного с российской стороной Соглашения о разделе продукции. Измеряемые параметры российского участия касаются веса материалов и оборудования, человеко-часов и их стоимостных эквивалентов.

Требования к тендерному предложению

Тендерное предложение должно наглядно демонстрировать и подтверждать:

  • финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия;
  • соответствующий опыт выполнения работ;
  • высокое качество и надежность предоставляемых услуг, работ и материалов;
  • наличие систем управления и процедур по охране здоровья, труда и окружающей среды;
  • наличие системы и процедуры гарантии качества;
  • наличие ресурсов для соблюдения графика работ и поставок.

Программа развития
поставщиков

«Сахалин Энерджи» выпустила новую брошюру, посвященную развитию российского участия в реализации проекта «Сахалин-2»

Издание содержит общую информацию о проекте, наиболее яркие примеры сотрудничества с ведущими предприятиями российской промышленности и сферы услуг, а также рассказывает о Программе развития российских поставщиков. Особое внимание издание уделяет проектам развития, открывающим новые возможности для отечественных предприятий. Электронная версия брошюры размещена на интернет-сайте компании www.sakhalinenergy.ru.

На протяжении нескольких лет в компании «Сахалин Энерджи» активно реализуется Программа развития российских поставщиков, основной целью которой является содействие развитию возможностей российского бизнеса и увеличению его участия в проекте «Сахалин-2».

Важным компонентом программы является ее образовательный модуль, в рамках которого на регулярной основе проводятся обучающие семинары по наиболее важным направлениям:

  • охрана труда, окружающей среды и безопасность;
  • система менеджмента качества;
  • навыки участия в тендерах компании «Сахалин Энерджи».

В 2016 г. в рамках Программы развития поставщиков был проведен ряд семинаров для потенциальных подрядчиков «Сахалин Энерджи», в т. ч. один дистанционный семинар посредством видеоконференцсвязи. В них приняли участие 42 специалиста из 27 российских компаний, в т. ч. из 16 сахалинских компаний.

Помимо учебного модуля в программу входят мероприятия по целевой поддержке отдельных российских компаний для обеспечения успешного прохождения ими технической квалификации, по результатам которой они могут быть включены в список одобренных поставщиков компании «Сахалин Энерджи».

Программа аудитов предприятий российской промышленности для проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ

В дополнение к Программе развития поставщиков в начале 2016 г. компания внедрила Программу аудитов российских предприятий с целью формирования перечня российских производителей, технически подготовленных к строительству третьей технологической линии завода СПГ. В течение года инспекционную проверку прошли примерно сто российских предприятий — ведущих производителей и поставщиков оборудования и материалов для нефтегазового комплекса, более 80 из них подтвердили соответствие квалификационным требованиям.

Предприятия, признанные технически пригодными для включения в проект, будут также рассматриваться в качестве поставщиков в рамках операционной деятельности, что позволит существенно пополнить количество отечественных поставщиков проекта «Сахалин-2».