Значение проекта «Сахалин-2» для Российской Федерации
и Сахалинской области
Российская Федерация и Сахалинская область получают многочисленные выгоды от реализации проекта «Сахалин-2».
- За время деятельности «Сахалин Энерджи» поступления в адрес Российской Федерации от проекта «Сахалин-2» составили 20,8 млрд долл. США, в т. ч. в бюджет Сахалинской области перечислено около 8 млрд долл. США.
- Российские компании получили новые возможности для освоения технологий и развития бизнеса.
- Контракты с российскими предприятиями и организациями превысили в денежном выражении 24 млрд долл. США.
- Россия получила опыт управления реализацией сложных высокотехнологичных проектов в удаленных районах и сложных климатических условиях.
- Осуществлена масштабная модернизация инфраструктуры острова Сахалин (на эти цели компания направила более 600 млн долл. США).
- Вырос уровень занятости населения (как прямой, так и косвенной) и уровень квалификации рабочей силы.
- Вырос уровень жизни и доходов населения.
- Сахалинские компании приняли активное участие в реализации проекта «Сахалин-2» в качестве подрядчиков и субподрядчиков; многократно повысились их потенциал и конкурентоспособность.
- На территории области реализовано множество социальных и общественных инициатив компании.
По итогам 2016 г., согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), выручка «Сахалин Энерджи» составила 4 554 млн долл. США, а прибыль — 869 млн долл. США.
Финансовые поступления в пользу Российской Федерации
и Сахалинской области
«Сахалин Энерджи» подписала Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП) с Российской Федерацией в лице правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области в 1994 году. СРП представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством, позволяющий инвестору осуществлять широкомасштабные, долгосрочные и несущие в себе риски инвестиции при стабильности налогового режима.
Согласно СРП государство, оставляя за собой право собственности на месторождения, предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор, принимая на себя обязательство вести эту разработку своими силами и на свой риск, вкладывает необходимые средства в разведку и разработку этих месторождений.
В соответствии с СРП раздел продукции заменяет взимание ряда налогов, сборов и пошлин. Это означает, что вместо ряда налогов (в т. ч. налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество и др.) и сборов «Сахалин Энерджи» с начала добычи осуществляет распределение углеводородов в форме роялти, а после начала раздела продукции — в форме доли прибыльной продукции. Поступления в пользу российской стороны включают уплачиваемый компанией налог на прибыль и ряд обязательных платежей, взносов и сборов. Кроме того, российская сторона получает доходы по акции класса R (специальная привилегированная акция, дающая право на получение дивидендов).
Всего за отчетный год «Сахалин Энерджи» перечислила Российской Федерации более 2,02 млрд долл. США (в натуральной и денежной формах).
Раздел продукции между компанией и государством начинается после того, как инвестор возместит свои затраты (при этом конкретные доли каждой стороны не являются фиксированными и зависят от рентабельности проекта). СРП также предусматривает выплату компанией налога на прибыль, ставка которого, по условиям СРП, превышает действующую в настоящее время в России ставку налога на прибыль для налогоплательщиков, не находящихся под режимом СРП.
Сумма выполненных обязательств по роялти (предусмотренная к исполнению в натуральной форме) составила 289 млн долл. США.
Доля российской стороны в прибыльной продукции составила 330 млн долл. США. Помимо этого в 2016 г. был перечислен налог на прибыль по итогам 2015 финансового года в размере 1,36 млрд долл.США.
В 2017 г. по итогам 2016 г. в бюджет будет перечислен налог на прибыль в сумме около 0,9 млрд долл. США.
С учетом поступлений от проекта в 2016 г. общая сумма средств, перечисленных российской стороне за все время реализации проекта (1995–2016 гг.),
составила 20,8 млрд долл. США.
Общая сумма поступлений российской стороне от проекта в 1995–2016 годах, млн долл. США
Налоги и другие обязательные платежи, поступившие в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты от проекта «Сахалин-2» в 1995–2016 годах, млн долл. США
Сумма налогов и других обязательных платежей, перечисленных в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты, составила в 2016 г. 1,3 млрд долл. США. Поступления от проекта «Сахалин-2» в 2016 г. составили значительную часть доходов бюджета Сахалинской области — более 60% процентов от общего объема.
Российское участие
Российское участие — это использование в работах проекта российской рабочей силы, оборудования и услуг.
В соответствии с СРП российское участие определяется объемами трудозатрат (в человеко-часах), а также материалов и оборудования (в весовом отношении), поставляемых российскими юридическими и физическими лицами. «Сахалин Энерджи» стремится к достижению российского участия на уровне 70% за весь срок реализации проекта. В 2016 г. по этим показателям компания достигла уровня в 86% по объемам трудозатрат и 94% по количеству использованных материалов и оборудования.
«Сахалин Энерджи» определила для себя основные направления и инструменты увеличения российского участия и изложила их в Политике российского участия и в Стратегии по развитию российского участия. Основное внимание компании в этой сфере направлено на долгосрочное планирование потребностей в материально-техническом снабжении и подрядных работах, своевременное определение возможностей развития российского участия, а также предоставление целенаправленной помощи российским компаниям для повышения их конкурентоспособности, для развития рабочей силы и поставщиков.
Общая сумма контрактов, полученных российскими компаниями с начала реализации проекта, к концу 2016 г. составила около 24,2 млрд долл. США.
Стоимость новых контрактов и изменений в действующих контрактах с российскими организациями в 2016 г. составила около 947,7 млн долл. США, или 59% от общей стоимости всех контрактов компании.
Примеры контрактов, заключенных в 2016 г. с российскими предприятиями:
- ООО «СКФ Шельф» на предоставление услуг по фрахтованию морских судов;
- ООО «Заполярпромгражданстрой» на проведение работ по подготовке площадки строительства для проекта «Дожимная компрессорная станция ОБТК»;
- с АО «Гипрогазцентр» на подготовку предпроектной документации и разработку проектной документации в части реконструкции газотранспортной системы проекта «Сахалин-2»;
- ООО «СМ Трейдинг» на предоставление услуг автобусных перевозок с полным комплексом услуг по управлению ими;
- АО «СОГАЗ» на страхование морского имущества, включая риски ущерба и гибели имущества, повреждения оборудования и дополнительных расходов оператора, связанных с буровыми работами;
- ООО «Сервисная Компания ИНТРА» на оказание услуг в рамках проекта по предотвращению коррозии под изоляционным слоем на объекте ОБТК;
- ООО «ССПЭБ» на предоставление экспертных услуг по соблюдению требований законодательства РФ.
Участвуя в работах проекта, российские компании получают уникальный доступ к лучшим достижениям в области мировых технологий, управления и международного предпринимательства.
Помимо создания новых рабочих мест, развития персонала и увеличения производственных мощностей российские предприятия получают возможности:
- повышения стандартов в области качества услуг и материалов, а также охраны труда;
- освоения новых для России технологий и приобретения уникального опыта;
- сотрудничества с международными партнерами и создания совместных предприятий;
- повышения конкурентоспособности при участии в тендерах других опера- торов в Сахалинской области и на международном рынке.
Управление материально-техническим
снабжением и подрядными работами
Компания уделяет особое внимание эффективному управлению материально-техническим снабжением (МТС) и подрядными работами.
Основополагающим документом в области управления МТС и подрядными работами является Политика в области организации материально-технического обеспечения и подрядных работ (далее — политика). Применение указанной политики обязательно для всех сотрудников компании, ее контрагентов, но прежде всего для персонала, который непосредственно участвует в управлении поставками. Политика применяется в отношении любых операций, связанных с расходованием средств компании на приобретение материально-технических ресурсов, услуг и работ.
Начальник управления МТС и подрядных работ отвечает за наличие соответствующих условий в типовых договорах, эффективное внедрение этих условий в процессы организации снабжения и обеспечение контроля, предусмотренного политикой и иными документами, принятыми на ее основе.
«Сахалин Энерджи» придерживается следующих принципов управления МТС и организации подрядных работ:
- безопасность — непричинение вреда людям, окружающей среде и имуществу, соблюдение подрядчиками требований компании в области обеспечения безопасности;
- создание дополнительной ценности от управления поставками — максимизация ценности, получение экономического эффекта и долгосрочной коммерческой выгоды;
- неприемлемость получения личной выгоды, взяточничества и коррупции — при совершении любых операций в цепях поставок в соответствии с принципом прозрачности поставок;
- обеспечение конкуренции — через проведение открытых конкурсов на рынке;
- российское участие — максимизация российского участия и развитие российских поставщиков и подрядчиков;
- соблюдение прав и свобод человека — обеспечение уважения, соблюдения и продвижения контрагентами основных прав и свобод;
- устойчивое развитие — обеспечение устойчивого развития при выборе контрагентов и принятии решений при управлении цепями поставок.
В политике перечислены меры и правила для обеспечения этих принципов.
В соответствии с вышеперечисленными принципами организован следующий процесс размещения и управления договорами.
Формирование списка квалифицированных поставщиков (для определенных объемов ресурсов и услуг, а также индивидуальных тендерных объемов):
- проведение семинаров для потенциальных поставщиков (см. раздел 7.5 «Программа развития поставщиков»);
- осуществление предварительной квалификации потенциальных поставщиков.
Проведение тендеров на закупку материально-технических ресурсов или оказание услуг:
- при наличии достаточного рыночного потенциала предпочтительно заключение договора по результатам конкурса (тендера);
- рассылка приглашений для участия в конкурсе (тендере), обеспечение пояснительной информации;
- получение конкурсных (тендерных) предложений;
- проведение технической оценки тендерных предложений (включая вопросы охраны труда, окружающей среды, техники безопасности и др.);
- проведение коммерческой оценки тендерных предложений.
Заключение договоров:
- по завершении всех этапов тендерного процесса компания присуждает контракт на условиях, указанных в тендерном приглашении.
Управление договорами:
- в ходе исполнения договоров компания контролирует деятельность подрядчиков посредством мониторинга согласованных ключевых показателей эффективности (КПЭ) и проведения встреч в целях рассмотрения деятельности подрядчика;
- компания проводит разъяснительную работу и знакомит подрядчиков с требованиями (в т. ч. в отношении ОТОСБ и социальной деятельности, противодействия взяточничеству и коррупции, прав человека и др.);
- проводятся аудиты выполнения подрядных работ.
Требования компании к подрядчикам и поставщикам
«Сахалин Энерджи» уделяет особое внимание выполнению подрядчиками и поставщиками требований компании. Среди них:
Требования в сфере охраны труда, окружающей среды и безопасности (ОТОСБ)
Подрядчик должен:
- включать соблюдение принципов системы ОТОСБ в оценку деятельности;
- осуществлять проверки и проводить расследования случаев нарушения правил системы ОТОСБ для того, чтобы гарантировать надлежащее осуществление принятой компанией политики в сфере ОТОСБ;
- проводить независимую аттестацию системы управления вопросами ОТОСБ на соответствие общепризнанным стандартам;
- следить за соблюдением подрядчиком аналогичных норм в области ОТОСБ, предоставлять необходимые консультации по данным вопросам и т. д.
Требования к качеству поставляемых материалов, оборудования и услуг
Подрядчик должен:
- разработать и соблюдать политику в отношении обеспечения качества;
- указать (разработать) и соблюдать процесс и процедуры контроля качества;
- указать (разработать) и соблюдать гарантии обеспечения качества.
Требования в отношении российского участия
Требования в отношении российского участия вытекают из заключенного с российской стороной Соглашения о разделе продукции. Измеряемые параметры российского участия касаются веса материалов и оборудования, человеко-часов и их стоимостных эквивалентов.
Требования к тендерному предложению
Тендерное предложение должно наглядно демонстрировать и подтверждать:
- финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия;
- соответствующий опыт выполнения работ;
- высокое качество и надежность предоставляемых услуг, работ и материалов;
- наличие систем управления и процедур по охране здоровья, труда и окружающей среды;
- наличие системы и процедуры гарантии качества;
- наличие ресурсов для соблюдения графика работ и поставок.
Программа развития
поставщиков
«Сахалин Энерджи» выпустила новую брошюру, посвященную развитию российского участия в реализации проекта «Сахалин-2»
Издание содержит общую информацию о проекте, наиболее яркие примеры сотрудничества с ведущими предприятиями российской промышленности и сферы услуг, а также рассказывает о Программе развития российских поставщиков. Особое внимание издание уделяет проектам развития, открывающим новые возможности для отечественных предприятий. Электронная версия брошюры размещена на интернет-сайте компании www.sakhalinenergy.ru.
На протяжении нескольких лет в компании «Сахалин Энерджи» активно реализуется Программа развития российских поставщиков, основной целью которой является содействие развитию возможностей российского бизнеса и увеличению его участия в проекте «Сахалин-2».
Важным компонентом программы является ее образовательный модуль, в рамках которого на регулярной основе проводятся обучающие семинары по наиболее важным направлениям:
- охрана труда, окружающей среды и безопасность;
- система менеджмента качества;
- навыки участия в тендерах компании «Сахалин Энерджи».
В 2016 г. в рамках Программы развития поставщиков был проведен ряд семинаров для потенциальных подрядчиков «Сахалин Энерджи», в т. ч. один дистанционный семинар посредством видеоконференцсвязи. В них приняли участие 42 специалиста из 27 российских компаний, в т. ч. из 16 сахалинских компаний.
Помимо учебного модуля в программу входят мероприятия по целевой поддержке отдельных российских компаний для обеспечения успешного прохождения ими технической квалификации, по результатам которой они могут быть включены в список одобренных поставщиков компании «Сахалин Энерджи».
Программа аудитов предприятий российской промышленности для проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ
В дополнение к Программе развития поставщиков в начале 2016 г. компания внедрила Программу аудитов российских предприятий с целью формирования перечня российских производителей, технически подготовленных к строительству третьей технологической линии завода СПГ. В течение года инспекционную проверку прошли примерно сто российских предприятий — ведущих производителей и поставщиков оборудования и материалов для нефтегазового комплекса, более 80 из них подтвердили соответствие квалификационным требованиям.
Предприятия, признанные технически пригодными для включения в проект, будут также рассматриваться в качестве поставщиков в рамках операционной деятельности, что позволит существенно пополнить количество отечественных поставщиков проекта «Сахалин-2».